Шинирование зубов: показания и виды процедуры

Шинирование зубов: показания и виды процедуры

Шинированием называют объединение группы зубов в блок при помощи специальных ортопедических конструкций. Для чего они нужны и какими они бывают, расскажет эта статья.

Для чего делают шинирование зубов

Шинирование — обязательный этап в комплексном лечении заболеваний пародонта. Благодаря этой процедуре уменьшается нагрузка на связочный аппарат зуба за счёт смещения напряжения от отдельного зуба к группе. В результате предотвращается дальнейшее расшатывание и смещение зубов.

Чем больше зубов включено в систему шины — тем легче амортизируются нагрузки и тем эффективнее лечение. В качестве опоры в шине используются крепкие зубы, не затронутые или почти не затронутые патологическим процессом [1].

Разновидности шин

Виды шинирования зубов подразделяются в первую очередь по времени, на которое устанавливается шина. По этому показателю шины бывают временными и постоянными. В первом случае речь идёт о периоде от одного дня до нескольких недель, во втором шина может функционировать несколько лет.

Ещё одна классификация шинирования зубов — по способу изготовления. Способ может быть прямым, когда все манипуляции выполняются во время приёма у стоматолога, и непрямым, при котором шина изготавливается в лаборатории [2].

Временные шины

Как правило, временные шины просты по конструкции, не требуют препарирования зубов в группе, легко накладываются и снимаются. Показаниями для установки временных шин являются:

  • подвижность зубов из-за патологических процессов в пародонте;

  • обнажение более половины длины корня зуба;

  • подготовка к хирургическим операциям на тканях пародонта;

  • удаление одного из зубов при повреждённом пародонте;

  • подвижность зубов при глубоком прикусе;

  • подвижность вследствие коротких корней или ампутации корней;

  • стабилизация зубов после проведённого ортодонтического лечения [2].

Самая простая разновидность — лигатурные шины, которые могут использоваться для шинирования зубов при пародонтите или перед установкой постоянной шины. В качестве лигатуры используются хлопчатобумажные и полиамидные нити, леска, металлическая проволока. Для изготовления шины необходимо очистить зубы и межзубные промежутки от налёта, а затем охватить их лигатурой, перекрещивая нить в форме восьмёрок. Узел помещают в межзубный промежуток и фиксируют полимерным материалом.

Ещё один популярный вариант — полимерные шины. Пластичный композитный материал наносят полосой с внутренней поверхности зубов, затем уплотняют, чтобы он проник в межзубные промежутки, и заставляют отвердеть при помощи света или химического реагента. Также существуют съёмные полимерные шины, которые изготавливают по слепку зубов в лаборатории.

Одна из последних разработок — армированные полимерные шины. Они сочетают эстетичность и незаметность для окружающих с повышенной прочностью. В качестве арматуры служат стекловолокно или волокна полиэтилена [2].

Постоянные шины

Постоянные шины представляют собой литые металлические конструкции, которые покрывают акрилом или керамикой для повышения эластичности. Показания для долгосрочной иммобилизации зубов следующие:

  • необходимость фронтальной, сагиттальной и  фронтально-сагиттальной стабилизации;

  • патологическая подвижность зубов в трёх направлениях при хорошо сохранившемся альвеолярном отростке;

  • уравновешивание выносливости связочного аппарата зубов-антагонистов;

  • сочетание заболеваний пародонта с наличием трем, диастем, с большим количеством пломб [1, 3].

В последнее время получили распространение безметалловые шины. Они прочно фиксируют зубы на длительный период времени, однако требуют дополнительного эндодонтического вмешательства. 

По этой причине специалисты разработали съёмную разновидность постоянных шин. Такие конструкции просты в эксплуатации и не вызывают значительных эстетических нарушений. Однако они способны полноценно амортизировать нагрузку только в двух направлениях, а в вертикальном малоэффективны. У них отсутствует способность передачи нагрузки от центра к периферии, и это существенно ограничивает сферу их применения [3].

И для временных, и для постоянных шин выбор конструкции всегда индивидуален. Он зависит от целого ряда факторов: клинической картины, анатомии полости рта, общего состояния организма. В каждом конкретном случае решение принимает лечащий врач [1].

Требования к шинирующим конструкциям

Шины неизбежно усложняют гигиену полости рта, поскольку создают дополнительные труднодоступные участки, куда могут забиваться остатки пищи. Поэтому основным требованием к пациенту, который носит шину, является тщательный уход за полостью рта: соблюдение всех правил чистки зубной щёткой и зубной пастой, использование ополаскивателей, зубных нитей, ирригаторов [2].

Ряд требований предъявляется и к самой конструкции. Шина должна:

  • прочно фиксировать зубы, при этом не вызывая их смещения и изменения межзубных промежутков;

  • способствовать распределению жевательного давления, не создавая помех при жевании;

  • не повышать прикус;

  • не травмировать мягкие ткани полости рта;

  • как можно меньше мешать гигиеническим процедурам;

  • обладать биологической инертностью;

  • как можно меньше влиять на внешность;

  • не нарушать речь [2, 4].

Очень важно учитывать характеристики сплавов, из которых будут изготавливаться шинирующие конструкции. Непереносимость стоматологических материалов может быть вызвана различными причинами: гальванизмом, аллергическими реакциями, токсическими повреждениями слизистой оболочки и т. д., поэтому необходим строгий контроль качества используемых материалов (не допускать использования контрафактной продукции) и совместный анализ материалов врачом-стоматологом и иммунологической лабораторией.

Загорский В. А., д. м. н., профессор ФГБОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова» [4]

.Успех шинирования во многом зависит от того, насколько быстро удалось обнаружить проблему. Наилучший эффект достигается на ранних стадиях заболеваний пародонта [1]. Поэтому при первых признаках патологической подвижности зубов очень важно незамедлительно обратиться к стоматологу.

Список источников:
  1. Жолудев С. В., Делец А. В. Обоснование применения различных шинирующих конструкций при атрофических процессах в тканях пародонта // Проблемы стоматологии. 2013. № 4. // URL: https://vestnik.astu.org/temp/277030fce1e1287aec58aa2595ddecc7.pdf (дата обращения: 01.07.2021 г.).

  2. Большедворская Н. Е., Тирская О. И., Доржиева З. В., Виноградова А. В. Временное шинирование зубов. Иркутск: ИГМУ, 2015. // URL: https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/ea56ac64_vremennoe_shinirovanie_zubov.pdf (дата обращения: 01.07.2021 г.).

  3. Наумович С. А. Методы ортопедического лечения заболеваний периодонта. Минск: БГМУ, 2018. // URL: http://rep.bsmu.by/bitstream/handle/BSMU/20717/978-985-21-0001-4.Image.Marked.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 01.07.2021 г.).

  4. Загорский В. А. Ключевые аспекты применения постоянного шинирования зубов при заболеваниях тканей пародонта и окклюзионных нарушениях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. // URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70584 (дата обращения: 01.07.2021 г.).