Уход за полостью рта для детей с особыми потребностями

Уход за полостью рта для детей с особыми потребностями

Published date field

Состояние полости рта у детей с ограниченными возможностями в большинстве случаев значительно хуже, чем у их сверстников. При ДЦП и ряде других заболеваний координация лицевых мышц часто нарушена, а подвижность языка ограничена, из-за чего возникают проблемы с глотанием и жеванием, дети не могут самостоятельно избавиться от застрявших и прилипших к зубам остатков пищи, развивается кариес. У детей с инвалидностью часто наблюдается бруксизм, который ведёт к постепенному истиранию эмали. Молочные зубы у малышей с церебральным параличом прорезаются позже, а заболевания слизистой оболочки полости рта развиваются чаще [1].

Задача родителей, сосредоточенных на борьбе с основной болезнью, — соблюдать правила гигиены полости рта и ухода за детьми с инвалидностью, регулярно обращаться за профессиональной стоматологической помощью.

Методы ухода за зубами

Если ребёнок может самостоятельно ухаживать за собой, его необходимо научить чистить зубы по методу KAI или Марталера. В противном случае родители сами должны освоить метод Марталера. В отличие от стандартного метода, в этих вариантах очищение начинают с жевательной (ямки и бугорки), а не вестибулярной (передней) поверхности, т. к. дети вначале особенно усердны и могут легко повредить периодонт [2]. Важно, чтобы на каждый обрабатываемый участок приходилось не менее 10 движений.

Метод чистки зубов Марталера [2]:

  1. Горизонтальными возвратно-поступательными движениями очистить жевательную поверхность зубов сначала справа налево на верхней челюсти, потом слева направо на нижней. 

  2. Ребёнку необходимо открыть рот, сомкнуть зубы и расслабить щёки. Вертикальными зигзагообразными движениями очистить вестибулярную поверхность зубов, захватывая одновременно верхний и нижний ряд и двигаясь справа налево.

  3. Короткими вертикальными движениями вверх-вниз очистить оральную (внутреннюю) поверхность зубов.

Метод чистки зубов KAI [2]:

  1. Короткими поступательными горизонтальными движениями очистить жевательную поверхность зубов сначала справа налево на верхней челюсти, потом слева направо на нижней.

  2. Ребёнку необходимо открыть рот и сомкнуть зубы. Круговыми движения очистить вестибулярную поверхность зубов, захватывая одновременно верхние и нижние зубы и двигаясь справа налево.

  3. Подметающими вертикальными движениями от десны к краю коронки очистить оральную поверхность зубов сначала справа налево на верхней челюсти, потом слева направо на нижней.

Чтобы во время чистки ребёнок не захлёбывался пастой и водой, его голова должна быть наклонена вперёд на 20–25 градусов [3]. Можно посадить ребёнка на колени или в коляску. Если он нестабильно держит голову — положить её на свой локтевой сгиб и пальцами этой руки аккуратно контролировать раскрытие рта. Аккуратный массаж поможет немного расслабить напряжённые мышцы щёк и губ. Для ополаскивания рта подойдёт ирригатор. Чтобы ребёнок не проглатывал воду с пастой, можно немного помочь ему: быстро откинуть голову назад и сразу наклонить вперёд [4].

Если ребёнок с инвалидностью может ухаживать за собой, начните чистить ему зубы, соблюдая последовательность движений и постоянно озвучивая свои действия. Когда ребёнок привыкнет, приучите его держать щётку вместе с вами, а спустя время чистить зубы полностью самостоятельно под вашим контролем [3].

Важно, чтобы ребёнок не боялся и был максимально вовлечён в процесс: позвольте ему выдавить пасту или открыть кран, поиграть с зубной щёткой, почистить зубы вам. Сядьте так, чтобы он мог наблюдать за стекающей в раковину водой. Сделайте чистку зубов ритуалом: придумайте понятный для малыша сигнал, например звуковой эффект, который будет означать начало процедуры [4].

Выбор зубной пасты

Для корректного подбора зубной пасты, соответствующей возрасту и состоянию ребёнка, желательно обратиться к стоматологу. Врач предложит фторидсодержащую зубную пасту для снижения распространения кариеса с учётом индивидуальной нормы [5].

Выбор зубной щётки

В зависимости от особенностей ребёнка и его готовности к гигиене полости рта в качестве зубной щётки подойдут:

  • Специальные силиконовые зубные щётки-напальчники [3].

  • Мануальные зубные щётки. Размер головки и жёсткость щетины зависят от возраста, чувствительности и состояния полости рта ребёнка [3]. Можно подобрать зубную щётку с персонажем любимого мультфильма.

  • Электрические зубные щётки. Они изначально были придуманы для людей с ограниченными возможностями. Такие щётки облегчают процесс чистки и делают его более эффективным. Детям обычно нравится вибрация, и чистка зубов превращается в увлекательную игру [4].

Лечение детей с особенностями в стоматологической клинике

Один из ключевых моментов — выбор специалиста. По возможности стоит обращаться к стоматологам, имеющим опыт работы с детьми с особыми потребностями. Стоит поискать контакты на специализированных форумах или пообщаться с родителями детей с похожими нарушениями. 

Перед приёмом необходимо подробно рассказать врачу о проблемах со здоровьем и особенностях поведения малыша, чтобы специалист мог подобрать подход, который поможет сотрудничать с ребёнком и сделает работу продуктивной [6]. Так, незнакомые запахи, громкие звуки, непонятный инструментарий в кабинете могут вызвать у ребёнка сенсорную перегрузку, которая нередко перерастает в истерику. Поэтому американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA) предлагает родителям вместе со стоматологом разработать адаптационный план приёмов [7].

Особенности посещения стоматолога ребёнком с ДЦП:

  1. Чтобы избежать рвотного рефлекса, проводить приём лучше утром после лёгкого завтрака. Подростку могут назначить противорвотное средство за час до приёма [8, 9].

  2. Необходимо определить, где будет сидеть ребёнок — в инвалидном или стоматологическом кресле.

  3. Стабилизировать голову и туловище.

  4. При необходимости зафиксировать ноги и руки.

  5. Использовать роторасширитель, чтобы исключить непроизвольное закрытие рта.

Соблюдение перечисленных рекомендаций и регулярное наблюдение у стоматолога помогут сохранить здоровье полости рта ребёнка с особыми потребностями и избежать необходимости длительного и дорогостоящего стоматологического лечения.

Список источников:
  1. Чуйкин О. С., Галеева Р. Р., Галеева З. Р. Профилактика и лечение стоматологических заболеваний у детей с церебральным параличом // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21587 (дата обращения: 01.10.2020 г.).

  2. Терехова Т. Н., Лосик И. М. Способ профилактики кариеса зубов и болезней периодонта у детей, страдающих детским церебральным параличом // Инструкция по применению, БГМУ, Минск, 2012.URL: https://www.bsmu.by/downloads/vrachu/instrukcii/s2.pdf (дата обращения: 01.10.2020 г.).

  3. Ахтямова Ю. А., Липес Ю. В. Развивающий уход за детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Часть 2.URL:  https://city-yaroslavl.ru/upload/iblock/869/uhod_za_detmi_s_narushen2.pdf (дата обращения: 01.10.2020 г.).

  4. Я помогу тебе! Развитие молодых людей с ДЦП: пособие для родителей и специалистов. — М., 2019. — 72 с.URL: https://admpereslavl.ru/userfiles/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D1%85%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5.pdf (дата обращения: 01.10.2020 г.).

  5. Шаковец Н. В. Гигиенический уход за полостью рта у детей раннего возраста // Современная стоматология, №1, 2012.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskiy-uhod-za-polostyu-rta-u-detey-rannego-vozrasta/viewer (дата обращения: 01.10.2020 г.).

  6. Белоусова Е. Ю. Оптимизация стоматологической санации у детей с ограниченными возможностями здоровья // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата медицинских наук, Нижний Новгород, 2020.URL: http://www.ma.cfuv.ru/docs/252557/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%20-%20%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%AE.pdf (дата обращения: 01.10.2020 г.).

  7. Dental Care for Children with Disabilities // Reiter & Walsh, PC. URL: https://www.abclawcenters.com/blog/2017/10/09/dental-care-for-children-with-disabilities/ (дата обращения: 01.10.2020 г.).

  8. Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Особенности детского стоматологического приема, возрастные особенности поведения детей.URL: https://www.bsmu.by/downloads/kafedri/k_detstom/stud/2019-1/t-3-2.pdf (дата обращения: 01.10.2020 г.).

  9. Атежанов Д. О. Супиев Т. К. Бакиев Б. А. Особенности санации полости рта у подростков с органическими поражениями центральной нервной системы //  Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2019. — № 1. — С. 66–71.URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12642 (дата обращения: 01.10.2020 г.).