Как отучить ребёнка сосать палец

Как отучить ребёнка сосать палец

Published date field

Привычка сосать палец закладывается у ребёнка ещё во внутриутробном периоде и закрепляет сосательный рефлекс, необходимый для грудного вскармливания. Однако с двухлетнего возраста сосание пальца постепенно утрачивает свою значимость и к 4 годам полностью прекращается [1, 2]. Если это не происходит естественным путём, малыша приходится отучать.

Почему ребёнок сосет палец

В удовлетворении сосательного рефлекса задействованы сразу три крупных нерва, расположенных во рту: блуждающий, тройничный и носоглоточный [3]. По этой причине процесс сосания доставляет ребёнку удовольствие.

Ребёнок может сосать палец, если ощущает голод, недостаток тепла и ласки, желание успокоиться. Грудничок таким образом прямо сигнализирует матери, что ему нужно больше времени для удовлетворения сосательного рефлекса. В этом случае при естественном вскармливании его необходимо дольше держать у груди, а при искусственном — подобрать соску, из которой сложно быстро высосать положенную порцию питания. Допустимо также использование сосок-пустышек, если родители уверены, что младенец сыт. Отучение от пустышки должно быть постепенным, чтобы не создавать для ребёнка стрессовую ситуацию.

В период прорезывания зубов при дискомфорте в дёснах дети сосут, жуют и кусают всё подряд, включая собственные пальцы как самый доступный и понятный предмет.

Привычка что-то сосать или жевать у ребенка может быть связана с повышенной тревожностью и состоянием стресса. Поэтому, прежде всего, родителям нужно выяснить причину нервного напряжения ребенка и устранить её

«Психологические причины вредных привычек у детей» к. м. н., доцент кафедры РГМУ им. Павлова, врач-ортодонт высшей квалификационной категории, член Стоматологической ассоциации России, член профессионального общества ортодонтов Архарова О. Н. [4]

После 4 лет у ребёнка не остаётся объективных причин сосать палец, и эта привычка становится вредной [4]

Чем опасно сосание пальца у детей

Вредные привычки в раннем детском возрасте мешают нормальному развитию малыша. Сосание пальца — яркий тому пример.  Вот что происходит, если оно затягивается [5]:

  1. Задержка развития взрослой модели глотания из-за неправильного тонуса губ и привычки держать язык между передними зубами.

  2. Деформация зубов и появление щелей между ними.

  3. Формирование открытого прикуса. Челюсти перестают полностью смыкаться, рот ребёнка постоянно приоткрыт.

  4. Нарушение осанки из-за постоянного наклона головы вперед.

  5. Ротовое дыхание, ведущее к деформации верхнего нёба, частым заболеваниям верхних дыхательных путей, гипоксии головного мозга.

  6. Привычные для сосания движения языком во время речи. Приводят к неправильному произношению отдельных звуков, торможению речевого развития.

  7. Повышенная нагрузка на жевательные зубы из-за нарушенной функции передних зубов. Ведёт к дисфункции височно-нижнечелюстных суставов.

К тому моменту, как молочные зубы начнут сменяться постоянными, ребёнок должен отучиться держать палец во рту

Что делать, если ребёнок сосет палец

Укорять или дразнить ребёнка, шлёпать его по рукам и силой вытаскивать их изо рта, мазать пальцы горчицей или другими неприятными на вкус субстанциями не следует. При таком жёстком подавлении вредных привычек ребёнок ощущает рост внутреннего напряжения и продолжает сосать палец или другие предметы, чтобы успокоиться, но уже тайком. Нельзя и подкупать ребёнка, заменяя палец на леденец, ведь таким образом он вместо одной вредной привычки приобретёт другую и будет постоянно требовать сладкого.

4 шага, которые следует предпринять:

  1. Создайте и поддерживайте доброжелательную обстановку. Если ребёнок чем-то расстроен, с ним нужно ласково поговорить, почитать книжку, переключить внимание. Перед сном можно включить тихую приятную музыку.

  2. Не оставляйте малыша одного незанятым. Самоделки, мозаики, пазлы, конструкторы займут детские руки и не оставят возможности тянуть их в рот. Проявите интерес к результату работы и похвалите его. Убедите ребёнка, что у него получится оставить эту некрасивую привычку, ведь такие взрослые люди, как он, не сосут палец.

  3. Обратитесь к стоматологу. К тому моменту, когда сосание пальца может считаться проблемой, ребёнок обычно уже знаком со стоматологом, и он для него – авторитетная фигура. Поэтому разъяснения, полученные в стоматологическом кабинете, часто бывают наиболее убедительными. Родители просят врача рассказать, чем вредно сосание пальца, и впоследствии напоминают ребёнку об услышанном. Такая поддержка со стороны специалиста демонстрирует, что требования родителей обусловлены не просто прихотью.

  4. Проконсультируйтесь с логопедом, чтобы предотвратить неправильное произношение звуков ребёнком. Логопед может назначить комплекс упражнений, помогающих правильному развитию челюстно-лицевых мышц, координации артикуляции и дыхания.

В случаях, когда из-за сосания пальца возникает угроза нарушения прикуса, применяется щитовая терапия. Этот метод основан на использовании съёмных вестибулярных аппаратов (пластинок). Часто они напоминают соски-пустышки, только резиновый сосок заменен на дугообразный пластмассовый элемент, который как щит не позволяет ребёнку засовывать палец в рот. Пластинки выпускаются разных размеров, чтобы их можно было подобрать под ширину зубных дуг.

Цели щитовой терапии:

  • формирование правильного прикуса;

  • обеспечение равномерного развития ротовых мышц;

  • предотвращение сосания пальца;

  • сведение к минимуму ротового дыхания.

Зачастую ребёнок сосёт палец во сне, и это сложно проконтролировать, поэтому аппараты имеет смысл устанавливать на ночь. Если ребёнок привык дышать через рот, в пластинке на первое время делается небольшое отверстие. Потом его постепенно уменьшают и закрывают совсем. Это делается при помощи самоотвердевающих пластмасс.  Вестибулярные пластинки применяются в возрасте от 3 до 8 лет, эффект может быть достигнут за период от 4 месяцев до 1 года. При таком лечении ребёнка должен осматривать ортодонт минимум 1 раз в 3 недели [6].

Если, несмотря на все предпринятые меры, ребёнок в 5 лет всё ещё настойчиво сосёт палец, рекомендуется обратиться за помощью к детскому психологу.

Список источников

1. Булгакова М. И., Симановская Е. Ю., Няшин Ю. И., Тверье В. М. Биомеханика вскармливания детей раннего возраста, Российский журнал биомеханики, том 7, № 4: 9-21, 2003, // URL: http://vestnik.pstu.ru/get/_res/fs/file.pdf/2286/%CC.%C8.+%C1%F3%EB%E3%E0%EA%EE%E2%E0%2C+%C5.%DE.+%D1%E8%EC%E0%ED%EE%E2%F1%EA%E0%FF%2C+%DE.%C8.+%CD%FF%F8%E8%ED%2C+%C2.%CC.+%D2%E2%E5%F0%FC%E5.+%C1%E8%EE%EC%E5%F5%E0%ED%E8%EA%E0+%E2%F1%EA%E0%F0%EC%EB%E8%E2%E0%ED%E8%FF+%E4%E5%F2%E5%E9+%F0%E0%ED%ED%E5%E3%EE+%E2%EE%E7%F0%E0%F1%F2%E0file.pdf (дата обращения: 16.07.2020).

2. Новожилова Т. П. Состояние зубочелюстной системы у детей, родившихся с задержкой внутриутробного развития, ПГМИ, 1992, // URL: http://medical-diss.com/medicina/sostoyanie-zubochelyustno-litsevoy-sistemy-u-detey-rodivshihsya-s-zaderzhkoy-vnutriutrobnogo-razvitiya (дата обращения: 16.07.2020).

3.  Значение сосательного рефлекса в развитии новорождённого ребенка, Ваш невролог // URL: http://vashnevrolog.ru/fiziologiya/znachenie-sosatelnogo-refleksa-v-razvitii-novorozhdennogo-rebenka.html (дата обращения: 21.07.2020 г.).

4. Архарова О. Н., Анис Б. Х.  Психологические причины вредных привычек у детей. // Здоровье и образование в XXI веке. — №7. — 2010 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-prichiny-vrednyh-privychek-u-detey/viewer (дата обращения: 09.06.2020 г.).

5. Терехова Т. Н. Факторы развития риска зубочелюстных аномалий // Современная стоматология. — №1 — 2013 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-riska-razvitiya-zubochelyustnyh-anomaliy/viewer (дата обращения: 09.06.2020 г.).

6. К чему приводит привычное ротовое дыхание ребёнка? / Архипова Е. Ф. — Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2017. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-chemu-privodit-privychnoe-rotovoe-dyhanie-rebenka (дата обращения: 09.06.2020 г.).